genling.ru

Украинская грамматика на стенах Софии Киевской | Православіє в Україні :: Інтернет-видання УПЦ

Вот надпись XI в., которую читаем в книге историка Сергея Высоцкого, вынужденно изданной в брежневские времена на русском: «Мать, не желая ребенка, бежала прочь...». Фотооригинал удостоверяет: «Мати, не хотячи дитичя, біжя гет...»

В граффити «Господи, помози рабу своєму Луці, владичину дяку...» имеем переход «к» в «ц» в дательном падеже единственного числа (Лука - Луці). И изменение согласной «к» перед суффиксом «-ин» на «ч» (владыка - владичин) - в полном соответствии с современным «Українським правописом».

«Украинский язык имеет более длинную историю, чем русский»

Но дело не в том, на сколько процентов современный украинский язык совпадает с языком наших предков. Тут дело скорее политическое: мы, в 2008-м - прямые потомки тех, кто составлял этническое ядро Руси в 1008-м. «Украина составляла ядро Киевской Руси», - констатирует британский Словарь Хатчинсона («Ukraine formed the heartland of medieval state of Kievan Rus which emerged in the 9th century». The Hutcinson dictionary of World History, 1993 (1994)».

«Живой» язык киевских граффити вполне уместно называть украинским образца раннего средневековья. Как делают, скажем, англичане. Хотя их «живой» язык обновился по меньшей мере на 50% после «turning point» - поворотной точки (в 1066 г.), как называют англичане приход норманнов.

Запад отходит от привычки смотреть на славянский мир глазами Москвы. В авторитетном «Словаре языков» Эндрю Долби (Dictionary of Languages. Andrew Dalby. Bloomsbury, 1999. London), где фигурируют старославянский (Old Slavonic), церковнословянский (Church Slavonic), об украинском языке написано черным по белому: «он имеет более длинную историю, чем русский» (Ukrainian has longer history than Russian). И о том, что Украина - «та территория, откуда праславянский язык (protoslavonic language) распространялся в частности и на север - в Беларусь и Новгород».

Забытый

В публикациях времен СССР Сергей Высоцкий почти не касался украинских черт открытых им граффити.

Одобрительно отнесшись к попытке автора этих строк собрать эти надписи в один реестр (из трудов «Древнерусские надписи Софии Киевской ХI-ХIV вв.» (1966), «Средневековые надписи Софии Киевской ХI-ХVII вв. (1976), «Киевские граффити ХI-ХVII вв.» (1985)), он заметил, что в бывшем СССР написать о таком было невозможно в принципе. Впоследствии в 1998 г. вышел его последний труд - «Киевская письменная школа Х-ХІІ вв.» («Київська писемна школа Х - ХІІ ст.»), где есть раздел - «Палеография и некоторые особенности письменной Киевской школы, свойственные украинскому языку» («Палеографія та деякі особливості писемної Київської школи, властиві українській мові»). Он ушел из жизни в тот день, когда пришла телеграмма о выходе книги.

Жизнь доктора наук не менее удивительна, чем его открытие. Получив в юности травму позвоночника и заболев туберкулезом костей, Высоцкий провел около 10 лет в постели, а когда выздоровел, стал историком. Его монографии на главном месте держал художник Илья Глазунов, добиваясь «аудиенции» и автографа автора. Высоко ценил его покойный академик Борис Рыбаков.

Открытие граффити - это долгие поиски, подбор специального бокового освещения, реставрация надписи, обработка фото, анализ особенностей написания каждой буквы, присущих определенному времени. И так долгие 30 лет: Золотые ворота, Святая София, Выдубицкий монастырь, Успенский собор Киево-Печерской Лавры, Церковь Спаса на Берестове, Кирилловская церковь.

Сегодня на стенах Софии есть доска с именами меценатов, которые дали деньги на реставрацию. Но нет имени того, кто открыл нам богатство граффити. В декабре этого года исполняется 10 лет со дня смерти Сергея Высоцкого. Хотелось, чтобы его имя было должным образом отмечено и оценено до той поры.

Потому что все наработанные историком фотоматериалы - где-то глубоко в запасниках Музея Киева. И даже убогой надписи, которая в 1990-х бесстрастно информировала: «Обнаружено около 300 древнерусских надписей - граффити - уникальных памяток письменности (исследованы С. Высоцким)» - в Софии уже нет. Нужно сделать соответствующую экспозицию в стенах собора и включить эту информацию о граффити в обязательный экскурсионный минимум, особенно для наших школьников. Ведь в Софии есть специальная экскурсия по граффити, но только на заказ.

ПіК України

arhiv.orthodoxy.org.ua

В Софии Киевской обнаружили уникальную надпись, оставленную тысячу лет назад (фото)

Открытие сделал исследователь граффити древнего собора историк Вячеслав Корниенко: надпись была сделана на высоте пяти метров на фреске «Сорок мучеников Севастийских»

— Мы знаем, что первые каменные храмы Киевской Руси строили и расписывали мастера из Византии, — говорит заместитель генерального директора Национального заповедника «София Киевская» доктор исторических наук Вячеслав Корниенко (на фото). — Прежде нам было известно имя лишь одного художника, участвовавшего в росписи Софийского собора (построен 1000 лет назад. — Авт.). Этого грека звали Георгий. В середине прошлого века историк Сергей Высоцкий обнаружил нацарапанную этим живописцем в храме надпись, расположенную в метре от пола, в Михайловском приделе. С греческого она переводится так: «Господи, помоги рабу твоему Георгию». В те времена не было традиции подписывать свои произведения в храмах. Так что это граффито (историческая надпись в единственном числе) — исключение из правил. Чтобы сделать его, у грека должны были быть на то серьезные причины. Какие? Поскольку нарисованная в том месте фреска с изображением Христа густо исписана граффити прихожан, полагаю, в ней находится святыня, которую в качестве приданого привезла из Константинополя в Киев жена князя Владимира Крестителя Анна Порфирородная — небольшой фрагмент Креста Господня. Во времена Анны было принято вмуровывать в стены храмов части мощей святых, а также ценных христианских реликвий. Их могли просто растереть в порошок и смешать с краской, которую использовали для росписи церкви.

*Граффито обнаружено в той части Софийского собора, в которой проводился обряд крещения (крешальне). Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

— Вы пытались просветить в этом месте стену, чтобы проверить свою версию?

— К сожалению, в нашем распоряжении нет необходимого оборудования. Но если бы оно и имелось, сложно было бы отличить святыню, представляющую собой небольшой кусочек дерева, от других вкраплений штукатурки.

Мне недавно посчастливилось обнаружить в Софийском соборе автограф еще одного художника, расписывавшего 1000 лет назад этот храм, — грека Кириака. Находку я сделал случайно: увидел на высоте около пяти метров на фреске «Сорок мучеников Севастийских» нечто похожее на надпись. Взобравшись на лестницу, все хорошенько осмотрел и сфотографировал.

*Автограф мастера, написанный на греческом языке, переводится так: «Боже, помоги рабу твоему Кириаку»

— Что подвигло Кириака сделать надпись?

— Думаю, особая сложность работы над большой по размерам фреской, которую он рисовал. Мастер вначале выполнил ее верхнюю часть, стоя на строительных лесах. Затем ему предстояло взяться за нижнюю и идеально скомпоновать обе части. Художник решил попросить Бога помочь ему в этом: выбрал место и нацарапал фразу на греческом, которая в переводе звучит так: «Господи, помоги рабу твоему Кириаку».

Знаете, когда я пришел на работу в Софию Киевскую, думал что историк Сергей Высоцкий обнаружил и опубликовал все граффити Софии. Однако он обнародовал информацию только о 314. Мне же удалось найти там около семи тысяч (!) граффити. Сейчас работаем над тем, чтобы опубликовать изображения и описания всех граффити. На сегодняшний день опубликованы сведения о четырех с половиной тысячах надписей. Кстати, как уже сообщали «ФАКТЫ», обнаруженные мной с коллегой Надеждой Никитенко граффити с указанием дат их написания позволили установить, когда начали и завершили строительство Софии Киевской: 4 ноября 1011 года освятили место, отведенное под этот храм, а 11 мая 1018 года — престол уже построенного и расписанного собора. До этого историки имели в своем распоряжении лишь данные летописи «Повесть временных лет», в которой сказано, что он был освящен гораздо позже — в 1037 году. Дело в том, что в то время на великокняжеском престоле в Киеве был князь Ярослав, которого в XIX веке стали называть Мудрым. Летописи писались в угоду и под диктовку правителей. Поэтому Ярославу не составляло труда присвоить себе всю славу строительства Софийского собора. Но датированные граффити на нем неопровержимо доказывают, что этот храм был воздвигнут на 20 лет раньше: его начал строить Владимир Креститель. Когда он умер, работы еще не были окончены. Началась кровавая борьба сыновей Владимира за власть в стране. Победил Ярослав. Он завершил строительство и роспись храма.

— Об этом в «Слове о законе и благодати» (истинная жемчужина древнерусской литературы) писал киевский митрополит Илларион, при котором строился собор, — заявила «ФАКТАМ» доктор исторических наук Надежда Никитенко. — Митрополит был сподвижником Ярослава, но он не молчал о том, что Владимир причастен к созданию Софии. Илларион указывает в «Слове», что Ярослав завершил начинание Владимира подобно тому, как царь древнего Израиля Соломон завершил дело своего отца Давида, достроив Иерусалимский храм.

— На стенах Софии есть граффити, сделанные князьями или членами их семей?

— Да. Ни князья, ни священники не считали зазорным делать надписи на стенах собора. Великокняжеская семья молилась на хорах, куда доступ простым прихожанам был запрещен. Там есть, например, такое граффито: «Господи, помози рабе своей Олисаве, Святополчей матери, русской княгине».

— Мне удалось обнаружить два граффити АNA по краям фрески, изображающей святого целителя Пантелеймона, — отвечает Вячеслав Корниенко. — Сохранилась подпись королевы Франции Анны, дочери киевского князя Ярослава Мудрого, которую она оставила на грамоте Суассонскому аббатству. Если сравнить фотографии подписи королевы на грамоте и автографы на стене Софийского собора, практически не остается сомнений в том, что они сделаны одной рукой. Тут следует отметить, что святой Пантелеймон, на фреске которого начертаны эти два граффити, особо почитался великокняжеской семьей. Княжна Анна могла сделать надписи на стене собора в детстве или юности, когда жила в Киеве. В 18 лет она уехала во Францию и больше на родине не бывала.

— Вам попадались в Софийском соборе надписи бытового содержания?

— Их немного, причем есть даже фривольные. Например, такая: «Куприян, хороший ты. Сколько же мне зря распаляться».

fakty.ua

Дорогами тысячелетий

nplit.ru

Гипотезы, даже очень смелые, дискуссионные, кажущиеся порой антинаучными, всегда двигают научную мысль вперед.

Оппоненты-скептики начинают накапливать факты, чтобы их опровергнуть, и тем самым углубляют изучение проблемы, приближая нас к истине. Вот почему к гипотезам надо относиться с уважением и вниманием. Недавно киевские археологи вышли на арену дискуссий с гипотезой о существовании еще одной азбуки, которую назвали «софийской».

Но сначала о граффити. Известен факт: великий, французский писатель В. Гюго, побывав как-то в соборе Парижской богоматери, заметил на одной из стен нацарапанное в старину слово «апачки», в переводе с греческого «фатум», «судьба». Эта коротенькая надпись взволновала писателя и натолкнула на мысль о создании романа «Собор Парижской богоматери».

Надписи на штукатурке зданий, на фресках храмов, процарапанные острыми предметами, у нас в стране известны давно. Их называют граффити. Изобилует этими надписями София Киевская - великолепный архитектурный памятник Киевской Руси.

Более полутора веков продолжается изучение этого шедевра древнерусской архитектуры, входящего в сокровищницу мирового искусства. Мозаики и фреска Софии Киевской известны всему миру. О высокой культуре времен Киевской Руси свидетельствует неповторимая величественная архитектура собора, его строительная техника, монументально-декоративное искусство, тематика фресок.

Первые попытки изучения граффити Софии Киевской были сделаны в 20 - 30-х годах нашего столетия. Б послевоенные годы интересные надписи обнаружил академик Б. Рыбаков. В числе опубликованных им в 1947 году граффити привлекают внимание надписи с упоминанием видных исторических деятелей Древней Руси - Владимира Мономаха, Мартирия, архиепископа Новгородского и других.

Планомерное изучение граффити началось намного позже. Б 1954 году развернулись реставрационные работы в соборе. Из-под поздних наслоений начала высвобождаться древняя штукатурка... Именно расчистка больших участков первоначальной штукатурки и высококвалифицированные кадры реставраторов позволили С. Высоцкому в 1959-1963 годах предпринять широкое исследование софийских граффити.

Выявление, фиксация, расшифровка и издание С. Высоцким древнерусских граффити Софии Киевской XI - XIX веков стали большим событием в советской исторической науке.

Что взволновало ученых в первую очередь? По содержанию надписи Софийского собора родственны, а иногда и аналогичны летописным сообщениям. Это свидетельствует о большом интересе их авторов к отечественной истории, стремление оставить память о волновавших их событиях.

Запись о кончине Ярослава Мудрого

«В[лето] 6562 месяца февраля 20-го кончина цари нашего...»

Расшифровкой этой надписи, обнаруженной С. Bысоцким, занялся академик Б. Рыбаков. Изучение граффити на стене позволило ему сделать несколько интересных выводов. В надписи, датированной 1054 годом говорится о смерти «царя нашего». А именно в 1054 году, в феврале, умер великий киевский князь Ярослав Мудрый, строитель Софии Киевской.

В разных летописях точная дата смерти Ярослава определялась по-разному: или 19 февраля, или 20-го. Эти разногласия академик Б. Рыбаков объясняет тем, что Ярослав умер в ночь с субботы на воскресенья. В Древней Руси для определения начала дня существовало два принципа: по церковному счету - с полуночи в быту - с рассвета. Вот почему по-разному называется и дата смерти Ярослава: по одному счету это была еще суббота, а по другому, церковному, - уже воскресенье. Так запись на стене помогла устранить давнюю путаницу в летописных известиях.

Итак, надпись на стене Софии исторически достоверна. Это вызывает доверие и к другим «автографам» наших предков.

Вот загадочное извещение, дошедшее до нас из глубины веков: «Месяца декабря в 4-е створиша мир на Желяни: Святополк, Володимир и Ольг».

О каком времени идет речь? И о каких князьях?! Нужно быть хорошим знатоком истории, чтобы расшифровать загадочную и, видимо, очень важную надпись. С. Высоцкий начал с имени Святополка. Оно стоит первым в списке. В соответствии с иерархическими правилами того времени на первом месте вписывалось имя великого князя Киевского.

Имя Святополка не получило большого распространения на Руси из-за дурной славы Святополка Владимировича (Окаянного), который убил своих братьев Бориса и Глеба. Святополка Владимировича исследователь исключил из списка «претендентов» сразу. Окаянный умер в 1019 году, а Софийский собор построили в 1037.

Оставались три Святополка: Мстиславич, Георгиевич и Изяславич. Первый с 1142 года княжил в Новгороде, потом - во Владимире-Волынском, где и умер в 1154 году. Второй - Святополк Георгиевич - был малоизвестным туровским князем. И С. Высоцкий отдает предпочтение Святополку Изяславичу, который на протяжении двадцати лет (1093-1113) был великим князем Киевским. Только его имя могло быть вписано в граффити впереди имен двух других князей.

Итак, период установлен. Это эпоха, о которой автор «Слова о полку Игореве» пишет как о начале княжеских междоусобиц и нашествия на Русь кочевых племен половцев.

Теперь нужно определить имена других князей. Это нетрудно. Владимир - переяславский князь Владимир Всеволодович Мономах. А третий - черниговский князь Олег Святославич, или «Гориславич» - так называет этого любителя интриг, княжеских ссор и конфликтов автор «Слова о полку Игореве». Они - современники Святополка.

Желянью в древности называли местность юго-западнее Киева, по которой проходила дорога на север, в сторону Вышгорода. Это равнина в пойме реки Лыбедь очень удобна для передвижения войск. В летописи Желянь упоминается пять раз. Именно на Желяни войска Святополка были разбиты половцами.

Так исследователь установил эпоху и имена князей. Теперь С. Высоцкий задался целью выяснить, когда произошло это важное событие. Ведь мир у Желяни, по всей вероятности, имел огромное значение. Скорее всего князья скрепили свой союз клятвой, которую дали в Софийском соборе. На память об этом событии очевидец и сделал надпись, которая звучит как важный дипломатический документ далеких времен.

Но в каком году это было? Ведь в летописи нет сообщения о мире на Желяни. Правда, есть похожая запись, датированная 1098 годом: «В лето 6606. Приде Володимеръ, и Давыдъ, и Олегъ на Святополка, и сташа у Городца, и створиша миръ...»

Однако сначала или потом был подписан и мир на кровопролитной Желяни.

Снова поиск. Снова размышления над эпохой, о которой так выразительно пишет автор «Слова»: «Тогда при Олзе Горнславличи сеяшется и растяшеть усобицами; погибашеть жизнь Даждьбожа внука въ княжих крамолах веци человекомь скратишась. Тогда по Русской земли ретко ратаеве кикахуть, нъ часто врани граяхуть, трупия себе деляче».

Граффити Софии Киевской

Ученый исследует хронологию событий.

1094-1096 годы. Наступление на Русь кочевых племен. И обострение отношений между Владимиром Всеволодовичем Мономахом и Олегом Святославичем. Вотчина Олега, Чернигов, еще при Всеволоде была отдана Владимиру Мономаху.

1094 год. Олег призывает половцев на помощь и выгоняет Владимира из Чернигова в его вотчину - Переяславль.

1095 год. Святополк и Владимир идут на половцев. Приглашенный ими Олег уклоняется от участия в походе против своих союзников - половцев. «И бысть межи ими ненависть», - пишет летописец. Разгромив половцев 19 июля 1095 года, Святополк и Владимир идут на Чернигов наказывать Олега за измену. Тот бежит в Стародуб. После 33-дневной осады города князья заключили перемирие. Его главное условие: Олег и его брат Давид Святославич придут в Киев для заключения мира и общего договора «о Русской земле».

1096 год. Олег воюет в муромо-рязанских землях с сыновьями Владимира Мономаха.

1097 год. Состоялся Любечский съезд русских князей, где обсуждались вопросы совместной борьбы против половцев и раздела владений между потомками Ярослава Мудрого. В летописи не говорится о мире между Святополком, Владимиром и Олегом накануне Любечского съезда, ив то же время летописец упоминает, что Олег присутствовал на съезде как претендент на часть Русской земли. А это, конечно, возможно было только после предварительного примирения со Святополком и Владимиром. Значит, примирение произошло в 1096 году возле Киева, на Желяни?

С. Высоцкий останавливается на дате 4 декабря 1097 года, тем более что (подтверждает он свое мнение) текст летописи 1096-1098 годов нарушен поздними вставками. Однако с датировкой С. Высоцкого не согласился академик Б. Рыбаков, во-первых, потому, что мир должны были заключать четыре князя, в том числе и старший брат Олега - Давид Святославич, а во-вторых, мир был заключен в Городце на полгода позже - летом 1098 года.

Восстанавливая хронологию дальнейших событий, ученый приходит к дате - 1104 год.

К тому времени Давид умер, а Олег, не захотевший участвовать в Долобском съезде князей в 1103 году, зимой 1104/05 года ходил со Святополком и Владимиром в поход на Минск.

Вполне справедливо С. Высоцкий называет автора записи патриотом Русской земли, единомышленником автора «Слова о полку Игореве», призывавшего князей к единению,

Исследуя граффити, С. Высоцкий расшифровал десятки интереснейших надписей. Древнерусские граффити XI-XIV веков Софии Киевской он разбил на следующие основные группы: надписи, содержащие сведения o военно-политической истории Древней Руси; поминальные надписи, близкие летописным («месяца августа в 22 преставися раб божий Лука епископ блаженный Белогородский» - в летописи о смерти епископа ничего не сказано); благожелательные надписи («Господи, по-моз-и рабе своей Олисаве Святополчей матери русской княгине...»); автографические («Михаль убогий, а грехом богатый писал, господи, помози ему», или «Писал Ставр Городятинич», или еще проще: «Иван писал»); надписи, относящиеся к фрескам (например, на изображении Онуфрия, на высоте 1,8 метра от пола, граффити: «Святой Онуфрий, моли бога милостивого за рабу свою Елену и... помощи... рабу своему Фсыпорови, аминь»}; символические и бытовые рисунки.

Граффити Софии Киевской-2

И еще об одном открытии. Оно произошло в наши дни.

В алтаре Михайловского придела Софии Киевской С. Высоцкий обнаружил целую азбуку. Она, как и все была процарапана на древней штукатурке. Высота букв - 3 сантиметра. Время появления азбуки в соборе - первая половина XI века, то есть вскоре после сооружения храма. Однако сама азбука, предполагает исследователь, относится к гораздо более ранним временам.

В азбуке двадцать семь букв: 23 греческие и 4 славянские (б, ж, ш, щ). Софийская азбука, предположил ученый, занимает как бы промежуточное положение между греческим алфавитом и кириллицей, которая в моравском варианте имела 38 знаков, а во втором - болгарском - 43.

Но как появилась неведомая до сего времени азбука в соборе? Кто ее так тщательно и аккуратно выписал? Для чего? Зачем? И почему популяризатор азбуки так спешил запечатлеть ее в новом соборе, который строился на века? И почему в азбуке есть даже такие знаки, как «кси», «омега», а «ъ» и «ь», оба «юса» и «червь» и «цк» отсутствуют? И здесь ученые выдвинули любопытное предположение: эти знаки вообще не существовали в те времена, когда воспроизведенная софийским книжником азбука сформировалась и была в употреблении. Они появились позже.

Сформировалась и была в употреблении. Значит... Да, так неожиданно С. Высоцкий пришел к смелой гипотезе, которая взбудоражила научную общественность: найденная азбука - докирилловская и отражает начальный этап в создании славянских письмен. Ученый считает, что до 862 года на Руси существовала не только упорядоченная деловая документация, но и формировалась литература. И пользовались в то время азбукой, которую нашел С. Высоцкий в наши дни.

Гипотеза С. Высоцкого вызывает возражения, и серьезные, в первую очередь со стороны лингвистов.

А может быть, азбука просто не дописана, как не без оснований предполагает академик Б. Рыбаков?

Словом, пока не найдут другие памятники «докирилловского» письма, до тех пор не прекратятся споры, какой азбукой пользовались на Руси до принятия христианства.

Алексей Редченко

Эти надписи - известные как граффити - свидетельствуют, что киевляне XI-XIII вв. не были «прарусскими». «Наш древнейший литературный язык не был живым украинским языком, поскольку это был язык церковнославянский, пришедший к нам вместе с христианством, - писал в своем классическом труде «Филология и погодинская гипотеза» славист Агатангел Крымский, - однако живой наш язык врывался в литературную церковнославянщину и изменял понемногу чужое правописание так, чтобы оно было более легким для нашего народа», поскольку «переписчики много чего изменяют в правописании, внося черты собственного произношения». То же происходило у сербов, болгар. Проанализировав письменные памятки Киевщины ХI-ХII вв., исследователи нашли в них многочисленные черты именно украинского живого разговорного языка.

«Читатель может убедиться, что в «Изборниках Святослава» 1073, 1076 гг. достаточно ясно отражается малороссийский язык, - пишет Крымский, - конечно, не наш современный, а только такой, что был у малороссийских предков в XI в.» За что уничтожило НКВД ученого в начале Второй мировой? - Именно за эти выводы: «Язык Надднепрянщины и Красной Руси времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого обладает в большинстве уже всеми современными малороссийскими особенностями». С ним солидаризировался лингвист Алексей Шахматов: «Язык Надднепрянщины и Красной Руси XI в. - абсолютно рельефная, четко определенная, ярко-индивидуальная единица, и в ней очень легко и выразительно можно распознать прямого предка современного малороссийского языка».

Но во времена тех дискуссий еще не были исследованы граффити. Хоть выцарапывать на стенах соборов запрещалось церковным уставом Владимира Великого, «нарушители» нашлись - от ремесленников до князей. Надписи, сделанные на внутренних стенах Софии и других соборов княжьего Киева, стали объектом скрупулезных 30-летних исследований Сергея Высоцкого, уже первая монография которого в 1966 году «потянула» сразу на докторскую.

Агатангел Крымский отмечал: «У украинцев X в. появляется очень мягкий звук «и» из старого дифтонга «ие». В то время как на севере этот дифтонг с XI в. начал превращаться в «е», в Киеве XI в. - в «и»... Это главный признак украинского произношения того времени». Этот признак мы находим и в киевских граффити: в мори, на Желяни, априля.

Тут и уменьшительные, сугубо украинские, формы мужских имен - Остапко, Иванко, Жадко (от Жаден), Марко. Современная украинская «фамилия» выныривает в надписи XII ст. - «Господи, помози рабу своєму, Ігнатові. А прізвище (ПРЪЗЪВИЩЬ) моє Саєтат».

В граффити княжьего Киева ХI-ХIII вв. фиксируем такие сугубо украинские грамматические признаки:- звательный падеж существительных: владико, Стефане, голово;- окончание «у» в родительном падеже единственного числа мужского рода: спору (з того спору);- форму глаголов без «т»: пече;- глаголы прошедшего времени, заканчивающиеся на «в»: писав, ходив, молив;- глаголы с окончанием «-ты»: долучиты, писаты, скончаты;- мягкое «ц» в конце слов: чернець, (помилуй) Валерця, помоги Архипцю.

- прилагательные теряют на конце «я»: многопечальна, благодатніша.

   

Гипотезы, даже очень смелые, дискуссионные, кажущиеся порой антинаучными, всегда двигают научную мысль вперед.

Оппоненты-скептики начинают накапливать факты, чтобы их опровергнуть, и тем самым углубляют изучение проблемы, приближая нас к истине. Вот почему к гипотезам надо относиться с уважением и вниманием. Недавно киевские археологи вышли на арену дискуссий с гипотезой о существовании еще одной азбуки, которую назвали «софийской».

Но сначала о граффити. Известен факт: великий, французский писатель В. Гюго, побывав как-то в соборе Парижской богоматери, заметил на одной из стен нацарапанное в старину слово «апачки», в переводе с греческого «фатум», «судьба». Эта коротенькая надпись взволновала писателя и натолкнула на мысль о создании романа «Собор Парижской богоматери».

Надписи на штукатурке зданий, на фресках храмов, процарапанные острыми предметами, у нас в стране известны давно. Их называют граффити. Изобилует этими надписями София Киевская - великолепный архитектурный памятник Киевской Руси.

Более полутора веков продолжается изучение этого шедевра древнерусской архитектуры, входящего в сокровищницу мирового искусства. Мозаики и фреска Софии Киевской известны всему миру. О высокой культуре времен Киевской Руси свидетельствует неповторимая величественная архитектура собора, его строительная техника, монументально-декоративное искусство, тематика фресок.

Первые попытки изучения граффити Софии Киевской были сделаны в 20 - 30-х годах нашего столетия. Б послевоенные годы интересные надписи обнаружил академик Б. Рыбаков. В числе опубликованных им в 1947 году граффити привлекают внимание надписи с упоминанием видных исторических деятелей Древней Руси - Владимира Мономаха, Мартирия, архиепископа Новгородского и других.

Планомерное изучение граффити началось намного позже. Б 1954 году развернулись реставрационные работы в соборе. Из-под поздних наслоений начала высвобождаться древняя штукатурка... Именно расчистка больших участков первоначальной штукатурки и высококвалифицированные кадры реставраторов позволили С. Высоцкому в 1959-1963 годах предпринять широкое исследование софийских граффити.

Выявление, фиксация, расшифровка и издание С. Высоцким древнерусских граффити Софии Киевской XI - XIX веков стали большим событием в советской исторической науке.

Что взволновало ученых в первую очередь? По содержанию надписи Софийского собора родственны, а иногда и аналогичны летописным сообщениям. Это свидетельствует о большом интересе их авторов к отечественной истории, стремление оставить память о волновавших их событиях.

Запись о кончине Ярослава Мудрого

«В[лето] 6562 месяца февраля 20-го кончина цари нашего...»

Расшифровкой этой надписи, обнаруженной С. Bысоцким, занялся академик Б. Рыбаков. Изучение граффити на стене позволило ему сделать несколько интересных выводов. В надписи, датированной 1054 годом говорится о смерти «царя нашего». А именно в 1054 году, в феврале, умер великий киевский князь Ярослав Мудрый, строитель Софии Киевской.

В разных летописях точная дата смерти Ярослава определялась по-разному: или 19 февраля, или 20-го. Эти разногласия академик Б. Рыбаков объясняет тем, что Ярослав умер в ночь с субботы на воскресенья. В Древней Руси для определения начала дня существовало два принципа: по церковному счету - с полуночи в быту - с рассвета. Вот почему по-разному называется и дата смерти Ярослава: по одному счету это была еще суббота, а по другому, церковному, - уже воскресенье. Так запись на стене помогла устранить давнюю путаницу в летописных известиях.

Итак, надпись на стене Софии исторически достоверна. Это вызывает доверие и к другим «автографам» наших предков.

Вот загадочное извещение, дошедшее до нас из глубины веков: «Месяца декабря в 4-е створиша мир на Желяни: Святополк, Володимир и Ольг».

О каком времени идет речь? И о каких князьях?! Нужно быть хорошим знатоком истории, чтобы расшифровать загадочную и, видимо, очень важную надпись. С. Высоцкий начал с имени Святополка. Оно стоит первым в списке. В соответствии с иерархическими правилами того времени на первом месте вписывалось имя великого князя Киевского.

Имя Святополка не получило большого распространения на Руси из-за дурной славы Святополка Владимировича (Окаянного), который убил своих братьев Бориса и Глеба. Святополка Владимировича исследователь исключил из списка «претендентов» сразу. Окаянный умер в 1019 году, а Софийский собор построили в 1037.

Оставались три Святополка: Мстиславич, Георгиевич и Изяславич. Первый с 1142 года княжил в Новгороде, потом - во Владимире-Волынском, где и умер в 1154 году. Второй - Святополк Георгиевич - был малоизвестным туровским князем. И С. Высоцкий отдает предпочтение Святополку Изяславичу, который на протяжении двадцати лет (1093-1113) был великим князем Киевским. Только его имя могло быть вписано в граффити впереди имен двух других князей.

Итак, период установлен. Это эпоха, о которой автор «Слова о полку Игореве» пишет как о начале княжеских междоусобиц и нашествия на Русь кочевых племен половцев.

Теперь нужно определить имена других князей. Это нетрудно. Владимир - переяславский князь Владимир Всеволодович Мономах. А третий - черниговский князь Олег Святославич, или «Гориславич» - так называет этого любителя интриг, княжеских ссор и конфликтов автор «Слова о полку Игореве». Они - современники Святополка.

Желянью в древности называли местность юго-западнее Киева, по которой проходила дорога на север, в сторону Вышгорода. Это равнина в пойме реки Лыбедь очень удобна для передвижения войск. В летописи Желянь упоминается пять раз. Именно на Желяни войска Святополка были разбиты половцами.

Так исследователь установил эпоху и имена князей. Теперь С. Высоцкий задался целью выяснить, когда произошло это важное событие. Ведь мир у Желяни, по всей вероятности, имел огромное значение. Скорее всего князья скрепили свой союз клятвой, которую дали в Софийском соборе. На память об этом событии очевидец и сделал надпись, которая звучит как важный дипломатический документ далеких времен.

Но в каком году это было? Ведь в летописи нет сообщения о мире на Желяни. Правда, есть похожая запись, датированная 1098 годом: «В лето 6606. Приде Володимеръ, и Давыдъ, и Олегъ на Святополка, и сташа у Городца, и створиша миръ...»

Однако сначала или потом был подписан и мир на кровопролитной Желяни.

Снова поиск. Снова размышления над эпохой, о которой так выразительно пишет автор «Слова»: «Тогда при Олзе Горнславличи сеяшется и растяшеть усобицами; погибашеть жизнь Даждьбожа внука въ княжих крамолах веци человекомь скратишась. Тогда по Русской земли ретко ратаеве кикахуть, нъ часто врани граяхуть, трупия себе деляче».

Граффити Софии Киевской

Ученый исследует хронологию событий.

1094-1096 годы. Наступление на Русь кочевых племен. И обострение отношений между Владимиром Всеволодовичем Мономахом и Олегом Святославичем. Вотчина Олега, Чернигов, еще при Всеволоде была отдана Владимиру Мономаху.

1094 год. Олег призывает половцев на помощь и выгоняет Владимира из Чернигова в его вотчину - Переяславль.

1095 год. Святополк и Владимир идут на половцев. Приглашенный ими Олег уклоняется от участия в походе против своих союзников - половцев. «И бысть межи ими ненависть», - пишет летописец. Разгромив половцев 19 июля 1095 года, Святополк и Владимир идут на Чернигов наказывать Олега за измену. Тот бежит в Стародуб. После 33-дневной осады города князья заключили перемирие. Его главное условие: Олег и его брат Давид Святославич придут в Киев для заключения мира и общего договора «о Русской земле».

1096 год. Олег воюет в муромо-рязанских землях с сыновьями Владимира Мономаха.

1097 год. Состоялся Любечский съезд русских князей, где обсуждались вопросы совместной борьбы против половцев и раздела владений между потомками Ярослава Мудрого. В летописи не говорится о мире между Святополком, Владимиром и Олегом накануне Любечского съезда, ив то же время летописец упоминает, что Олег присутствовал на съезде как претендент на часть Русской земли. А это, конечно, возможно было только после предварительного примирения со Святополком и Владимиром. Значит, примирение произошло в 1096 году возле Киева, на Желяни?

С. Высоцкий останавливается на дате 4 декабря 1097 года, тем более что (подтверждает он свое мнение) текст летописи 1096-1098 годов нарушен поздними вставками. Однако с датировкой С. Высоцкого не согласился академик Б. Рыбаков, во-первых, потому, что мир должны были заключать четыре князя, в том числе и старший брат Олега - Давид Святославич, а во-вторых, мир был заключен в Городце на полгода позже - летом 1098 года.

Восстанавливая хронологию дальнейших событий, ученый приходит к дате - 1104 год.

К тому времени Давид умер, а Олег, не захотевший участвовать в Долобском съезде князей в 1103 году, зимой 1104/05 года ходил со Святополком и Владимиром в поход на Минск.

Вполне справедливо С. Высоцкий называет автора записи патриотом Русской земли, единомышленником автора «Слова о полку Игореве», призывавшего князей к единению,

Исследуя граффити, С. Высоцкий расшифровал десятки интереснейших надписей. Древнерусские граффити XI-XIV веков Софии Киевской он разбил на следующие основные группы: надписи, содержащие сведения o военно-политической истории Древней Руси; поминальные надписи, близкие летописным («месяца августа в 22 преставися раб божий Лука епископ блаженный Белогородский» - в летописи о смерти епископа ничего не сказано); благожелательные надписи («Господи, по-моз-и рабе своей Олисаве Святополчей матери русской княгине...»); автографические («Михаль убогий, а грехом богатый писал, господи, помози ему», или «Писал Ставр Городятинич», или еще проще: «Иван писал»); надписи, относящиеся к фрескам (например, на изображении Онуфрия, на высоте 1,8 метра от пола, граффити: «Святой Онуфрий, моли бога милостивого за рабу свою Елену и... помощи... рабу своему Фсыпорови, аминь»}; символические и бытовые рисунки.

Граффити Софии Киевской-2

И еще об одном открытии. Оно произошло в наши дни.

В алтаре Михайловского придела Софии Киевской С. Высоцкий обнаружил целую азбуку. Она, как и все была процарапана на древней штукатурке. Высота букв - 3 сантиметра. Время появления азбуки в соборе - первая половина XI века, то есть вскоре после сооружения храма. Однако сама азбука, предполагает исследователь, относится к гораздо более ранним временам.

В азбуке двадцать семь букв: 23 греческие и 4 славянские (б, ж, ш, щ). Софийская азбука, предположил ученый, занимает как бы промежуточное положение между греческим алфавитом и кириллицей, которая в моравском варианте имела 38 знаков, а во втором - болгарском - 43.

Но как появилась неведомая до сего времени азбука в соборе? Кто ее так тщательно и аккуратно выписал? Для чего? Зачем? И почему популяризатор азбуки так спешил запечатлеть ее в новом соборе, который строился на века? И почему в азбуке есть даже такие знаки, как «кси», «омега», а «ъ» и «ь», оба «юса» и «червь» и «цк» отсутствуют? И здесь ученые выдвинули любопытное предположение: эти знаки вообще не существовали в те времена, когда воспроизведенная софийским книжником азбука сформировалась и была в употреблении. Они появились позже.

Сформировалась и была в употреблении. Значит... Да, так неожиданно С. Высоцкий пришел к смелой гипотезе, которая взбудоражила научную общественность: найденная азбука - докирилловская и отражает начальный этап в создании славянских письмен. Ученый считает, что до 862 года на Руси существовала не только упорядоченная деловая документация, но и формировалась литература. И пользовались в то время азбукой, которую нашел С. Высоцкий в наши дни.

Гипотеза С. Высоцкого вызывает возражения, и серьезные, в первую очередь со стороны лингвистов.

А может быть, азбука просто не дописана, как не без оснований предполагает академик Б. Рыбаков?

Словом, пока не найдут другие памятники «докирилловского» письма, до тех пор не прекратятся споры, какой азбукой пользовались на Руси до принятия христианства.


Смотрите также

Новости компании

Оформление транспорта

Оформление транспорта

  ЦИРК М.ВИДЕО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ  ДОНСКИХ КАЗАКОВ СЛУЖБА ЗАКАЗА ТАКСИ ЭКИПАЖ    

16-02-16 Хиты:1009

Акция!!!

Акция!!!

ЭТОЙ ОСЕНЬЮ!!!  При размещении рекламы на электротранспорте, 1 МЕСЯЦ проката в ПОДАРОК!!!  

08-09-14 Хиты:1595